Нижегородская Государственная Областная Универсальная Научная Библиотека им. В. И. Ленина


№ 126 (Май) 2019 г.

Из нижегородского календаря
Даты. События. Люди.


1 мая — 105 лет со дня рождения Анатолия Васильевича Самочкина (1914-1977), Героя Советского Союза, летчика





9 мая — 155 лет со дня открытия Нижегородского общественного банка (1864)


14 (26) мая — 190 лет со дня рождения Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829-1897), русского историка, журналиста



27 мая (7 июня) — 225 лет со дня рождения Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), философа, публициста



1619 — 400 лет назад был построен новый острог у Лыкова моста через р. Почайну (ныне Лыкова дамба)




Есть такой журнал…


Журнал «Искусство» был основан в 1933 г. как орган Союзов советских художников и скульпторов. За годы своего издания он приобрел заслуженный авторитет как у отечественных, так и у зарубежных специалистов и любителей искусства. С первых лет издания в журнале публиковались материалы по актуальным вопросам искусства и искусствознания, художественного наследия, искусства народов СССР и зарубежных стран. Регулярно освещались художественная жизнь страны — выставки, работа музеев и образовательных учреждений и т.д. С журналом сотрудничали ведущие отечественные и зарубежные художественные критики. Статьи, опубликованные в «Искусстве», всегда вызывали большой интерес. Тираж издания достигал 20 тысяч экземпляров. К сожалению, в середине 1990-х гг. по финансово-экономическим причинам журнал перестал выходить в свет, но его возрождение в 2003 г. стало значительным событием в культурной жизни страны.
Сегодня «Искусство» — независимое издание, не отдающее предпочтения какому-либо направлению, а рассматривающее мировой художественный процесс как единое целое. Основная тематика журнала — изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Наряду с традиционными формами, освещаются новые тенденции искусства, которые сегодня кажутся необычными, а в будущем, возможно, станут классикой. Цель издания — осмысление опыта прошлого, открытие новых, а также незаслуженно забытых и недооцененных имен, прогнозирование дальнейшего развития искусства. Материалы, помещенные в журнале, разнообразны по форме. Это обзоры, аналитические статьи, интервью, дискуссии и круглые столы с участием ведущих искусствоведов и художников. Каждый номер «Искусства» посвящен определенной тематике — «Художник и театр», «Музей: настоящее и прошлое», «Архитектор как художник» и др.
Журнал может быть интересен не только художникам, искусствоведам и коллекционерам, но и самому широкому кругу любителей искусства.

В отделе периодических изданий журнал «Искусство» хранится за 1934-2013 гг.


Мир ваших увлечений


Тем, кто любит рисовать или хочет научиться это делать, предлагаем познакомиться с журналами из фондов отдела по изобразительному искусству, а также по истории искусств.

Изобразительное искусство. 1919. Москва.

Изобразительное искусство. 1977-1980. Москва.

Изобразительное искусство в школе. 2001. Москва.

Искусство: орган Союзов советских художников и скульпторов. 1934-1941, 1947-1990, 1992, 1996-1997, 2003-2013. Москва.

Художественная галерея. 2004-2007. Москва.

Художественная школа: журнал для художников-педагогов и любителей изобразительного искусства. 2006. Москва.

Художественно-педагогический журнал. 1910-1914. Санкт-Петербург.

Художественный журнал. 1996-1999. Москва.

Художник: ежемес. журнал оргкомитета Союза художников РСФСР. 1958-1998, 2000-2001. Москва.

Юный художник: ежемес. журнал ЦК ВЛКСМ. 1936-1941, 1978-2007, 2010. Москва-Ленинград.











Наши выставки


2019 год — Год театра. Отделом периодических изданий в марте была подготовлена выставка «Приподнимем занавес за краешек...». .
Выставка рассказывала об истории возникновения театра в России. Здесь были широко представлены театральные журналы середины XIX – начала XXI в., в которых отражена жизнь и деятельность различных театров России. Предпосылки для развития русского сценического искусства уходят корнями в народное творчество — представления, во время которых в X-XI вв. появились профессиональные артисты — скоморохи. В течение семи столетий они пользовались большой симпатией публики. А 17 октября 1672 г. в летнем дворце царя Алексея Михайловича в селе Преображенском (ныне территория Москвы) состоялся первый в нашей стране спектакль «Артаксерксово действо», автором которого был Иоганн Готфрид Грегори. Если спектакли при дворе Алексея Михайловича служили развлечением для узкого круга лиц, включавших прежде всего государя и его приближенных, то император Петр I стремился сделать представления общедоступными. Петр I старался популяризировать светский городской театр, специально приглашая из-за границы иностранные труппы и «режиссеров». Уже в начале XVIII в. в России переводились и ставились комедии Мольера, причем с роскошными декорациями.
С 30-х годов XVIII в. придворный театр обособляется от публичного, вступая на самостоятельный путь развития и осваивая достижения западной художественной культуры. Популярность театральных представлений росла, во многих городах формировались разыгрывавшие их группы энтузиастов. В 1750 г. подобная группа появилась и в Ярославле, ее возглавил выходец из купеческого сословия, человек разнообразных талантов — актер, постановщик, драматург, художник, архитектор, организатор театрального дела Федор Волков. Вскоре о снискавших популярность в родном городе самодеятельных артистах узнала императрица Елизавета Петровна и вызвала их в полном составе в Петербург. И это не случайно: в середине XVIII столетия театр стал властителем дум просвещенного российского общества. Труппу возглавил А. Сумароков, и ставила она в основном его пьесы.
В конце XVIII – первой трети XIX в. в нашей стране широко распространилось такое явление, как крепостные театры. В первую очередь следует назвать театр, созданный графом Николаем Шереметевым. Он славился прекрасным оркестром, богатыми декорациями, великолепными костюмами и, конечно, талантливыми артистами. В XIX в. российский театр, неразрывно связанный с литературой, переживавшей тогда Золотой век, вошел в пору наивысшего расцвета: развивалась драматургия, на подмостки пришел реализм, появились новые режиссерские школы. Это было также время появления русской классической музыки, родоначальником которой стал Михаил Иванович Глинка. В 1836 г. увидела свет его опера «Жизнь за царя», глубоко национальная по форме и содержанию.
Рубеж XIX-XX вв. — сложный, противоречивый период в развитии культуры, ознаменовавшийся борьбой различных творческих направлений. Именно в это время, в 1898 г. начал свою работу Московский художественный театр, основанный режиссерами, педагогами Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Их деятельность оказала огромное влияние на мировое сценическое искусство. Они открыли новые пути развития театрального искусства, которыми во всем мире пользуются до сих пор.
Выставка пользовалась популярностью у широкого круга читателей.

Список журналов, представленных на выставке:



К 160-летию со дня рождения изобретателя радио, русского ученого Александра Степановича Попова в отделе периодических изданий проходила выставка «Покоритель эфира». Уроженец Пермской губернии, окончивший физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, ученый с мировым именем А.С. Попов внес большой вклад в развитие нашего города.
С 1889 г. Попов работал на станции электрического освещения Нижегородской ярмарки. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде был экспертом и заместителем председателя комиссии по экспонатам электротехники, участвовал в технических испытаниях, в выработке правил безопасности при пользовании электроэнергией. На выставке демонстрировался прибор, изобретенный А.С. Поповым, – грозоотметчик – вариант первого в мире радиоприемника, за который ему присудили Диплом второго разряда.
В середине XX века Нижний Новгород называли «первой советской радиостолицей». Связано это было с деятельностью известной на весь мир Нижегородской радиолаборатории, впервые в 1919 г. передавшей в эфир человеческий голос вместо сигналов Морзе и совершившей революционные на тот момент научно-технические исследования. Этим Нижний Новгород обязан Александру Степановичу Попову и его гениальным изобретениям.
На здании Нижегородской радиолаборатории установлена памятная гранитная доска с бронзовым барельефом А.С. Попова (Верхневолжская, 5). После его смерти, 13 января 1906 г., в России был создан фонд и учреждена премия его имени. А после Победы, в 1945 г. был учрежден праздник — День радио, отмечаемый 7 мая.

На выставке были представлены следующие журналы и статьи, посвященные деятельности А.С. Попова:


Анонс выставок


В июне 2019 г. в Отделе периодических изданий будут работать выставки:

  1. «Калейдоскоп событий»: выставка ко Дню России о главных событиях минувшего 2018 г.
  2. «Про родной край из этой выставки узнай»: к Дню города.
  3. «Воспеты Пушкинской строкою»: цветы в произведениях Пушкина.
  4. «Особенные дети»: выставка к Дню защиты детей.
  5. «Всем миром против наркомании»: к Международному дню борьбы с наркоманией.


© НГОУНБ, Отдел периодических изданий