Логотип библиотеки
Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина

Научно-методический отдел

"Миры чтения": областная читательская акция в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения

В 2008 году Региональный Центр Чтения НГОУНБ начинает новый проект – областную литературную акцию "Мир чтения".
У каждого человека свои читательские предпочтения, свой неповторимый читательский опыт, т.е. жизненные ценности, сформированные под влиянием книги. Организовать обмен впечатлениями от прочитанного, познакомиться с мирами чтения друг друга и открыть для себя новые книги – цель акции.
Таким образом, в решении проблем популяризации чтения главные усилия будут направлены на рекомендательную деятельность библиотек. В этот процесс необходимо вовлекать как библиотекарей, так и читателей. Организаторы рассчитывают на эффект читательских коммуникаций, желание человека поделиться мнением о прочитанном.

Задачи акции:

Важно вернуть образ "читающего библиотекаря" в ряд профессиональных ценностей. Только увлеченный книгой библиотекарь способен "достучаться до читателя", привить вкус к качественному чтению, к читательской рефлексии, научить отличать чтиво от литературы.

Организация акции

Целевая аудитория: молодежь (студенты, учащиеся общеобразовательных школ), среднее и старшее поколение. Помощниками библиотекарей в популяризации чтения, рекомендательной деятельности должны стать члены читательских клубов, постоянные читатели библиотек, библиотечный актив.
Партнеры, участники проекта: образовательные учреждения (школы, средние специальные и высшие учебные заведения), отделы администрации по делам молодежи, средства массовой информации (газета, телевидение, радио), книготорговые организации.
Сроки проведения акции: май-декабрь 2008 года.
По итогам литературной акции в научно-методический отдел НГОУНБ до 15 декабря предоставляется справка-информация с приложениями.
В них необходимо включить:

Мероприятия акции "Мир чтения"

"Чтение улучшает качество вашей жизни"
Эту идею можно принять как девиз акции. Те, кто почувствовал вкус к чтению, осознал его роль в процессе поиска решений собственных проблем, может подтвердить это. Бесценный опыт, взятый из литературы, насыщает жизнь.

В ходе акции на это следует обратить особое внимание аудитории. Пусть активные читатели продемонстрируют свой читательский опыт, свои впечатления, рожденные книгой, новые знания, ощущения, генерированные с помощью чтения.

Центральным проектом акции станет конкурс рассказчиков книг – конкурс на лучшую литературную интригу "Угостите историей".
В малом толковом словаре русского языка слово "интриговать" значит "возбуждать интерес, любопытство чем-нибудь загадочным, неясным". Удачный интригующий рассказ о книге будет самым действенным в продвижении книги в нечитающие слои населения.

Известный французский педагог и писатель Даниэль Пеннак в своей книге "Как роман" пишет: "…читать вслух еще мало, надо еще рассказывать, раздаривать наши сокровища, раскладывать на непросвещенном бреге. Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем поддразнить запахом аппетитного чтения" . Для убедительности сказанного Д. Пеннак приводит воспоминания одной студентки о своем учителе. "Он рассказывал нам "Дон Кихота", "Госпожу Бовари", угощал нас огромными порциями умнейших толкований, но подавал их нам в виде историй. Санчо в его устах превращался в этакий бурдюк, налитый жизнью, а Рыцарь печального образа - в долговязый костяк, вооруженный душераздирающей убежденностью".

По условиям конкурса участники представляют свою книгу в виде занимательной истории, чтобы в ней присутствовала интрига. Книги располагаются на выставке. Зрители голосуют, вставляя в выбранную для чтения книгу закладку с надписью "Стоит прочитать". Побеждает тот, в чьей книге окажется больше всего таких закладок.
Тексты историй составляются в произвольной форме в прозе или в стихах, с видеорядом, музыкой, инсценировкой и т.д.
Чтобы облегчить участникам конкурса задачу, можно предложить им наводящие вопросы:

Конкурс может быть как очным, так и заочным.

Тексты читательских историй, рассказов можно присылать в НГОУНБ до 1 декабря по адресу:
603600 ГСП-63 г. Н. Новгород, ул. Варварская, 3, научно-методический отдел
эл.почта: rcenter@nounb.sci-nnov.ru

Лучшие работы будут опубликованы, размещены на популярных молодежных сайтах, на сайте НГОУНБ.

Подобный конкурс следует провести и среди библиотекарей – турнир сказительниц "Любимая книга библиотекаря".
Важно включить библиотекаря в процесс обмена впечатлениями, читательскими воспоминаниями на равных с читателем, взглянуть на библиотекаря как на читателя.

Вот что по этому поводу говорит в своем эссе педагог Д. Пеннак: "Дорогие библиотекарши, служительницы храма, какое счастье, что все заголовки мира разложены по ячейкам в вашей памяти, какое чудо, что вы ориентируетесь во всех тематических разделах, представленных на окружающих вас стеллажах… Но как было бы хорошо, если б вы еще и рассказывали свои любимые книги посетителям, заблудившимся в лесу потенциальных чтений… Как было бы прекрасно, если бы вы развернули в их честь свои лучшие читательские воспоминания! Станьте сказительницами, волшебницами – и книжки сами попрыгают с полок прямо в руки читателям. Рассказать роман – так несложно. Трех слов иногда достаточно".

По условиям конкурса библиотекари представляют свой круг чтения, книгу "из своего читательского формуляра" и готовят пособия малых форм рекомендательной библиографий (книжные закладки, памятки, рекомендательные списки, путеводители по интернет-ресурсам). Хорошо, если конкурс будет оценивать как профессиональное, так и читательское жюри. Конкурсы желательно провести совместно с районной газетой: партнеры-журналисты включаются в состав жюри, публикуют лучшие читательские истории, имена победителей, рейтинг выбранных для конкурса книг.

Главное заключительное мероприятие литературной акции "Мир чтения" можно провести в форме презентации любимых книг "Вольное книжное пиршество".
В ходе встречи следует представить все книги, названные во время конкурсов, дать слово победителям читательского и профессионального состязаний. Рекомендуем пригласить журналистов, известных людей, которые расскажут о своих книгах, ответят на вопросы зрителей о роли чтения в их жизни. Организуя акцию, важно помнить об общественном значении данного проекта. Общество должно понимать, видеть, что вы трудитесь на его благо. Необходимо направить усилия на формирование нового имиджа книги, способной влиять на качество жизни людей. Обязательно работать в сотрудничестве, при этом искать не спонсоров, а равноправных партнеров, которым будут интересны ваши предложения и совместные дела. И тогда граждане, реальные и потенциальные пользователи библиотеки осознают уникальность и качество ее услуг.

Исользуемая литература:
1. Лопатин В. Лопатина Л. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1990. – С. 184;
2. Пеннак Д. Как роман: эссе. – М.: Самокат, 2005. – С. 133.

© НГОУНБ