Логотип библиотеки
Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина

Выставки

Прыжок через полюс
75 лет со времени перелета экипажа В.П. Чкалова по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США)

Колумбы Росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на Восток
И наша досягнет в Америку держава,
И пусть во все концы достигнет Россов слава.

М.В. Ломоносов

2012 год — год 75-летнего юбилея со времени перелета экипажа В.П. Чкалова по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США). 18 июня 1937 года, в 1 час 04 минуты по Гринвичу с подмосковного аэродрома Щёлково взлетел самолет.

На следующий день газеты сообщили: «Овеянные славой Герои Советского Союза товарищи Чкалов, Байдуков и Беляков повели воздушный корабль страны социализма с одного континента на другой по неизведанной трассе, впервые в человеческой истории через «макушку земли», через области, которые именовались до сих пор «полюсом неприступности».

За героическим полетом русских летчиков с напряженным вниманием следил весь мир. Американская пресса с нескрываемым восхищением писала: 
«Советские летчики взялись за самое головокружительное предприятие в мире»… Спустя два дня телеграф принес радостную весть: «20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени героический экипаж АНТ-25 выполнил беспримерный в истории беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Северная Америка. Осуществилась одна из величайших проблем современности — проложена прямая воздушная линия из столицы СССР в Америку, самая короткая из всех возможных».

Разделы выставки

  1. Участники перелета: В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков; краткие биографические данные.
  2. В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков о перелете.
  3. Литература об участниках перелета.

Федоров В.В. Прыжок через полюс. Документальные очерки. — Н. Новгород: РИ «Бегемот», 2007. — 144 с.

А 16395 окл
А 16487 хр
А 16488 хр

Прошло много лет со дня перелета экипажа Чкалов — Байдуков — Беляков через Северный полюс в Америку. С тех пор случилось столько мировых авиационных и космических событий, что они могли затмить этот перелет. Но этого не произошло. Даже времена «холодной войны» не смогли стереть память о советских летчиках на американском континенте.

1. Участники перелета:
В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков;
краткие биографические данные

Чкалов Валерий Павлович (1904 — 1938), Герой Советского Союза, советский летчик-испытатель, комбриг. Учился в Егорьевской военно-теоретической школе летчиков, окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, учился в Московской военной авиационной школе высшего пилотажа и одновременно окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Совместно с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил перелеты: Москва — остров Удд (ныне остров Чкалов), 1936; Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), 1937 (командир экипажа). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени. В.П. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180.

Байдуков Георгий Филиппович (1907 — 1994), Герой Советского Союза, кавалер 22 орденов СССР, советский летчик-испытатель, генерал-полковник авиации. В 1936 году на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяженностью 9374 км (полетное время 56 ч. 20 мин.). 18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

Беляков Александр Васильевич (1897—1982), штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. В 1936 году на самолете АНТ-25 в качестве штурмана совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяженностью 9374 км. 18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

2. В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков о перелете

Чкалов В.П. Наш трансполярный рейс. Москва — Северный полюс — Северная Америка. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1938. — 64 с.

39818.1 хр

Командир экипажа В.П. Чкалов рассказывает о подготовке к полету, подробно повествует о самом рейсе, делится воспоминаниями о встречах с людьми после полета.

Байдуков Г.Ф. Наш полет в Америку. Записки летчика — штурмана. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937. — 36 с.

109730.2 хр

Книга Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова полностью посвящена перелету экипажа Чкалов — Байдуков — Беляков через Северный полюс в Америку. У человека, читающего книгу, возникает абсолютный эффект присутствия. Вместе с героями этой книги читатель совершает полное опасностей, невероятно трудное, но чрезвычайно интересное путешествие.

Байдуков Г.Ф. Первый в мире беспосадочный перелет из Москвы в Америку. — М.: Знание, 1952. — 31 с.

К 54052.2 хр

Второй пилот экипажа Чкалов — Байдуков — Беляков рассказывает о перелете спустя 15 лет после его осуществления.

Байдуков Г.Ф. Первые перелеты через Ледовитый океан: Из воспоминаний летчика. — М.: Детская литература, 1987. — 175 с.

Вф 83300 хр
Мф 67393 хр
Мф 44714 хр

Герой Советского Союза Г.Ф. Байдуков адресует молодому поколению свои воспоминания о беспосадочных перелетах через Ледовитый океан на Дальний Восток и в Северную Америку экипажа В.П. Чкалова.

Беляков А.В. Два перелета. — М.: Государственное Военное Издательство Наркомата Оборон Союза СССР, 1939. — 104 с.

1474.1 хр

Книга посвящена двум историческим перелетам Героев Советского Союза: комбрига В.П. Чкалова, полковника Г.Ф. Байдукова и комбрига А.В. Белякова по маршрутам Москва — остров УДД (ныне о. Чкалов) и Москва — Северный Полюс — Америка.

Беляков А.В. Из Москвы в Америку через Северный полюс. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ; Молодая гвардия, 1938. — 216 с.

Л88412 хр

Штурман исторического перелета повествует о периоде подготовки к полету, подробно описывает сам полет, многочисленные встречи в США и Франции после него и долгожданное возвращение на Родину.

Беляков А.В.В полет сквозь годы. — М.: Воениздат, 1988. — 336 с.

Вф 106372 хр
Мф 27153 хр
Мф 55621 хр

Автор воспоминаний, один из членов экипажа, рассказывает о всемирно известных полетах по освоению Арктики, историческом перелете через Северный полюс в Америку, своем боевом пути и буднях флаг-штурмана.

Штурманский бортовой журнал самолета № 025. Первый беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США 18-20 июня 1937 года. Приложение на английском языке. — М.: Искусство, 1940. — 31 с.

Ц 2186.2 цф

Бортовой журнал отображает действия экипажа от начала перелета до его окончания. Взлет 18 июня на самолете АНТ-25 произведен в 4 часа 4 мин. с аэродрома в районе Щёлково (ныне аэродром Чкаловский) с использованием специально построенной «горки» в связи с предельной загрузкой самолета. В журнале записано: «Взлет — 1час 04 мин. по Гринвичу… Вес самолета при вылете 11180 кг». Пилотировал при взлете В.П. Чкалов. А при дальнейшем выполнении перелета место летчика попеременно занимали Чкалов и Байдуков, место штурмана — Беляков и Байдуков. Время смены строго фиксировалось в журнале. Указаны также контрольные ориентиры, время их прохода (по Гринвичу), курс, высота, скорость, показания бензосчетчика и другие показатели. До Белого моря контрольные ориентиры названы по наименованию городов, рек, а далее над акваторией Северного Ледовитого океана и его морей указывалась широта и долгота в градусах и минутах.

3. Литература об участниках перелета

Байдуков Г.Ф. Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 352 с.

Вф 153983 хр
Вф 153983 хр

Имя Чкалова навсегда вошло в историю советской авиации, в историю нашей страны. Валерий Чкалов испытывал самолеты и не одному из них дал путевку в долгую жизнь. Он внес много нового в тактику воздушного боя, и его маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны. Чкалов первым совершил беспосадочные перелеты через Ледовитый океан на Дальний Восток и в Северную Америку.
В настоящем издании в главах, посвященных последним дням жизни В.П. Чкалова, восстановлен текст автора, снятый при подготовке первого издания книги.

Беляков А.В Валерий Чкалов: Повесть. — М.: ДОСААФ, 1987. — 176 с.

Мф 98110 хр
Мф 98575 хр

Книга Героя Советского Союза А.В. Белякова рассказывает о жизни и деятельности выдающегося летчика нашего времени, о тех всемирно известных полетах, которые принесли славу нашей Родине.

Чкалова О.Э. Валерий Павлович Чкалов. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. — 223 с.

Пф 168690 окл
Пф 171822 хр
Пф 171823 хр
Пф 171824 хр

Книга, автором которой является жена В.П. Чкалова, написана тепло, просто, искренне. В воспоминания органично входят отрывки из писем и дневников Валерия Павловича, которые ранее не публиковались. Много фотоиллюстраций из семейного архива. Особенно интересна глава «Москва — Северный полюс — США».

Чкалова В.В. Чкалов без грифа «Секретно». — М.: Полиграфресурсы, 1999. — 64 с.

Вх 35982 окл

Автор книги — лауреат Государственной премии, кандидат технических наук Валерия Валерьевна Чкалова — дочь выдающегося летчика. На основе многочисленных архивных материалов, носивших до самого последнего времени гриф «Секретно», она воссоздает истинную картину подготовки советских летчиков к первым перелетам через Северный полюс и размышляет о причине трагической гибели своего отца.

Лукин В.П. Крылатое имя — Чкалов: Экскурсионный очерк-путеводитель по мем ориальному музею В.П. Чкалова. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1987. — 95 с.

Кр 4296.1 окл

В настоящем очерке-путеводителе на основе экспонатов мемориального музея В.П. Чкалова рассказывается о жизни и подвиге замечательного летчика, об уникальных самолетах, связанных с летной деятельностью В.П. Чкалова, в том числе о легендарном АНТ-25, о перелете через Северный полюс.

Карпенко В.Ф. Валерий Чкалов. — Н.Новгород: Университетская книга, 2004. — 72 с.

Кр 15047.2 окл
Кр 15408.2 чз
Кр 15409.2 хр
Кр 19890.2 аб

В 30-е годы имя Валерия Павловича Чкалова отождествлялось с исключительной храбростью, мужеством, любовью к Родине.

Сын рабочего, Чкалов стал всемирно известным летчиком, связавшим незримой нитью СССР и США. За 16 лет своей летной жизни он пилотировал более 70-ти типов самолетов. Находясь на вершине славы, Валерий Павлович оставался сердечным и чутким товарищем, любящим и заботливым отцом, доступным и отзывчивым человеком.

Валерий Чкалов. (Страницы воспоминаний). — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1972. — 128 с.

Пф 65581 окл
Пф 66785 хр

В числе прочих воспоминаний о В.П. Чкалове — воспоминания Г.Ф. Байдукова «Записки пилота» о том, какие испытания и неожиданные трудности пришлось перенести чкаловскому экипажу во время перелета в Америку.

Наш Чкалов. Сборник воспоминаний. Составитель О.Э. Чкалова. — М.: Молодая гвардия, 1969. — 224 с.

Вт 19826 окл
Вт 20276 хр
Вт 20277 хр

В.П. Чкалов показал пример мужества и отваги в исследовании неизвестных районов земного шара. «Облететь вокруг шарика…» — эту мечту он высказал после своего полета в США через Северный полюс.
Авиация — колыбель космонавтики, и традиции, рожденные летчиками, развиваются и умножаются космонавтами. В звездных далях будут жить имя Чкалова, дела Чкалова.

Федоров В.В. Крылья Чкалова. Документальные очерки. — Н. Новгород: РИ «Бегемот», 2004. — 144 с.

А 14494 окл
А 16486 хр
А 17306 хр

Прошло уже много времени, но имя легендарного летчика 30-х годов, Героя Советского Союза, не забыто. В истории авиации он остался летчиком, испытавшим лучшие самолеты той поры. Он был автором фигур высшего пилотажа и приемов воздушного боя. Биография В.П. Чкалова дополнена новыми документами.

В книгу вошли десятки не публиковавшихся ранее снимков.

Персидский В.А. Возьми мое сердце, Россия: 100 рассказов о В.П. Чкалове. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. — 96 с.

А 14220 окл
А 14170 хр
А 14171 хр
А 14172 хр
А 16996 хр

Автора, увлеченного краеведа и горячего патриота своего края, глубоко волновала тема героизма, его духовной и нравственной основы, поднимающей простого человека до сияющих высот подвига.
В связи с приближающимся юбилеем, особенно интересны «Американские странички».

Шамшурин В.А. Сталинский сокол. Роман. — Н. Новгород: Книги, 2004. — 400 с.

Кр 16181.1 окл
Кр 16182.1 хр
Кр 16184.1 хр
Кр 16185.1 хр
Кр 16900.1 аб
Цк 4314 цф

События романа развертываются в канун большой войны, охватывающей весь мир. Жесточайшая борьба, от исхода которой зависит судьба России, чревата грандиозными жертвами и вне, и внутри государства, где формируется «пятая колонна». От этой схватки никому не уклониться. Непросто складываются отношения Чкалова со Сталиным; испытания приходится преодолевать не только на небе, но и на земле. Но из любых ситуаций он выходит с честью.

Лукин В.П. Самолеты-герои: Путеводитель по павильону- ангару мемориального музея В.П. Чкалова. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985. — 24 с.

Кр 1379.2 окл

Путеводитель знакомит с самолетами, имеющими определяющее значение в летной и испытательной деятельности В.П. Чкалова — АНТ-25, И-16, И-17.

Никулин Л. Герой Советского Союза А.В. Беляков. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1939. — 19 с.

40525.1 хр

Книга повествует о жизни легендарного летчика от его рождения до 1938 года.

…Мы летели на север через полюс, надо льдами
Центральной Арктики, над тундрой
и горными хребтами Канады
не для личной славы. Мы хотели показать
всему миру возможности и силы советской
авиации, мощь и технику Советской страны….
Мы хотели сделать новый вклад в дело дружбы
двух великих народов.

В.П. Чкалов

Если вы заинтересовались литературой, представленной на выставке, приглашаем вас в нашу библиотеку.
О времени работы библиотеки можно узнать на нашем сайте.

ВВЕРХ

© НГОУНБ им. В. И. Ленина