Логотип библиотеки
Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина

Выставки

«СЛЕД В ИСТОРИИ»: известные женщины-нижегородки

Сегодня многие обращаются к нашему культурному наследию и открывают для себя множество незаслуженно забытых имен, «выпавших» из нашей жизни, чьи идеалы несли в себе высокие нравственные и духовные принципы. Самым главным в них было воспитание в человеке добра, гуманности, патриотизма и любви к ближнему.

Все эти идеи находили живой отклик в деятельности и творчестве замечательных женщин-нижегородок, чьи имена навсегда вписаны в историю нашего города.

Отдел периодических изданий начинает цикл выставок об известных землячках. Предлагаем вашему вниманию первый выпуск цикла.

Выпуск 1

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Женщины в литературе:
    Александра Никитична Анненская (1840-1915)
    Анна Дмитриевна Мысовская (1840-1912)
  2. Женщины-педагоги:
    Мария Александровна Дорохова (1811-1867)
  3. Женщины в науке:
    Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918)
  4. Женщины в искусстве:
    Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1829-1868)
    Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

 

ЖЕНЩИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Анненская Александра Никитична (1840-1915)

В конце XIX — начале XX вв. повести и рассказы Анненской были хорошо известны юным читателям. По свидетельству ее современников, ее книги и переводы сыграли большую роль в умственном развитии русского общества, в воспитании подрастающего поколения: ни один подросток из культурных семей не рос в те годы без книг А. Анненской.

Александра Никитична Анненская, до замужества Ткачева, сестра известного участника народовольческого движения, публициста и критика Петра Никитича Ткачева, родилась в помещичьей семье. В 11 лет Александра с семьей переехала в Петербург, где закончила немецкий пансион и, хорошо зная немецкий и французский языки, сдала в 16 лет в Петербургском университете экзамен на звание домашней учительницы.

В 1860-х годах в общественной жизни России, в литературе, в науке, искусстве наступила эпоха, которую современники «наименовали» «шестидесятыми годами»: стал издаваться журнал «Современник», который возглавлял Н.А. Некрасов; огромной популярностью пользовались смелые, блестящие статьи Н.Добролюбова, Д.Писарева; шли страстные дискуссии вокруг романов И.Тургенева, Н.Чернышевского и т.д. Все они были сторонниками общественных преобразований, свободы человеческой личности. Отсюда — их взгляды на образование и воспитание человека, они ратовали за гармонию духовного и физического в человеке, за свободное развитие всех его склонностей.

Все эти идеи находили самый живой отклик в деятельности молодой учительницы и оказывали влияние на ее дальнейшую литературную работу.

Нижегородские годы стали очень плодотворными для Александры Никитичны Анненской. В Нижнем она обрела возможность заниматься систематической литературной деятельностью. Просто и увлекательно написаны ею биографические и научно-художественные книги, большая часть которых создана в Нижнем Новгороде.

Это настоящие маленькие повести из жизни великих людей, прославившихся подвигом труда, таланта, духа.

В каждом своем герое писательница стремилась показать человека во всей неповторимости его личности, судьбы, увлечь юного читателя примером великого служения своей цели.

Анненская А. Н. Детство Чарльза Диккенса: повесть ⁄⁄ Семья и школа. — 1872. — № 6. — С. 1-36.

Анненская А. Н. Знаменитый наборщик: повесть ⁄⁄ Родник. — 1892. — № 7. — С. 743-752.

Анненская А. Н. Из прошлых лет: повесть ⁄⁄ Русское богатство. — 1913. — № 1-2. — С. 53-81.

Анненская А. Н. Находка: повесть ⁄⁄ Семья и школа. — 1872. — № 3. — С. 257-333.

Анненская А. Н. Сильный мальчик: повесть ⁄⁄ Семья и школа. — 1872. — № 4-5. — С. 401-422.

Анненская А. Н. Товарищи: повесть ⁄⁄ Семья и школа. — 1873. — № 6. — С. 49-77; № 7. — С. 99-142; № 8. — С. 210-233.

Анненская А. Н. Чужой хлеб: роман ⁄⁄ Семья и школа. — 1871. — № 9-10.— С. 1-35; 1872. — № 1-2. — С. 73-108.

Мысовская Анна (Адель) Дмитриевна (1840-1912)

Имя Анны (Адели) Дмитриевны Мысовской практически неизвестно большому кругу любителей литературы; её произведения не входят в рамки изучения литературы в школе.

Анна (Адель) Дмитриевна Мысовская родилась 15 марта 1840 г., по другим данным 5 марта 1841 г., по третьим — 25 марта 1843 года в семье штаб-лекаря 3-го учебного Карабинерского полка Д.Г. Краснопольского.

Первые литературные опыты Анны Дмитриевны Мысовской относятся к 1863 году. Н.А. Некрасов, который прочил Анне Дмитриевне большую литературную будущность, одобрил и поместил в «Отечественных записках» ее стихи: «Я вернулась из общества шумного», «Женское воспитание»и «Софья-царевна», но она, к сожалению, ограничилась публикациями в нижегородских газетах и казанском «Волжском вестнике».

В своих произведениях Мысовская возмущается пустотой интересов окружающего ее общества и призывает к разумной деятельной жизни. Квартира Мысовской в Нижнем привлекала к себе многих представителей передовой нижегородской интеллигенции. На ее знаменитых еженедельных «пятницах», а позже «субботах» бывали В.Г. Короленко, Н.Ф. Анненский, И.С. Рукавишников, А.М. Горький и другие.

Острое восприятие фактов, тонкая наблюдательность, умение видеть главное в настроении общества — все это делало произведения Анны Дмитриевны актуальными. В центре внимания поэтессы — важнейшие события в жизни народа: русско-японская война, революция 1905 г. Основным жанром становятся сатирические сказки, басни и политический стих.

В последние годы под влиянием тяжелой болезни настроение Анны Дмитриевны было окрашено в пессимистические тона. Проскальзывала неудовлетворенность жизнью, сознание того, что напрасна была жизнь, что она так ничего и не сделала для общества.

Мой путь пройден, я жду покоя,
Хочу не думать ни о чем,
И все страданье прожитое
Печальным кажется мне сном.
Куда неслась, куда стремилась,
Чего искала и ждала…
Зачем жила, зачем родилась —
Мне жизнь ответа не дала.

 
Доронина З. «Куда неслась…» ⁄⁄ Нижегор. новости. — 1995. — 23 марта. — С. 5.

Ионов В. Анна Дмитриевна Мысовская ⁄⁄ Монитор. — 2000. — № 7. — С. 29.

Кузукова М. Новый народный недуг ⁄⁄ Нижегор. рабочий. — 1992. — 9 дек. — С. 7.

Лебединская Г. «За братство честное» ⁄⁄ Горьков. правда. — 1974. — 24 янв. — С. 4.

Лебединская Г. Первая нижегородская поэтесса ⁄⁄ Нижний Новгород. — 1998. — № 11. — С. 245-247.

Нелидов Ф. Ф. Новые материалы для биографии А. Н. Островского ⁄⁄ Русская мысль. — 1890. — № 12. — С.3-12.
Об отношении А. Н. Островского к нижегородке А. Мысовской и его письма к ней.

Нечаев А. По пятницам у Мысовской ⁄⁄ Нижегор. рабочий. — 2000. — 24 марта. — С. 12.

Орловский А. Талантливая поэтесса ⁄⁄ Ленинская смена. — 1971. — 19 сент. — С. 3.

Чернов А. Нижегородская поэтесса А. Д. Мысовская ⁄⁄ Натиск. — 1934. — № 11-12. — С. 105-107.

 

ЖЕНЩИНЫ-ПЕДАГОГИ

Мария Александровна Дорохова (1811-1867)

Имя Марии Александровны Дороховой, начальницы Нижегородского Мариинского института благородных девиц, сегодня мало что говорит нижегородцам. Но в 50-е годы XIX века она пользовалась большим уважением как со стороны высших нижегородских чинов, Совета института, педагогов, нижегородской интеллигенции, так и со стороны посещавших в 1850-е годы Нижний Новгород бывших декабристов: И.И. Пущина, поэта-демократа Т.Г. Шевченко.

Мария Александровна — дочь камергера Александра Алексеевича Плещеева, рано лишилась матери. Росла в атмосфере, созданной интересами отца — театрала, музыканта, поэта, члена литературного общества «Арзамас». Все это не могло не отразиться на мировоззрениях девушки.

Замуж она вышла за Руфина Ивановича Дорохова, сына знаменитого партизана войны 1812 года, но брак оказался неудачным. Буян, кутила и игрок, в 1837 году он был сослан на Кавказ, где и погиб. Оставшись без средств к существованию, М.А. Дорохова была вынуждена искать работу.

В 1848 году она поступила на должность классной дамы в Сиротский институт Санкт-Петербургского воспитательного дома.

В 1850 году Мария Александровна с дочерью Ниночкой уехала в Сибирь, где стала начальницей Восточно-Сибирского (Иркутского) института благородных девиц. Вскоре 18-летняя Нина умерла. Личное горе вынудило Дорохову уехать, и она вернулась в Петербург искать работу.

В Петербурге ей предложили занять должность начальницы Нижегородского института благородных девиц. С этого времени начинаются нижегородские годы жизни Марии Александровны.

Нижегородский институт благородных девиц был открыт 15 апреля 1852 года по указу государя-императора Николая I и принадлежал к перворазрядному учебному заведению, преимущественно для дочерей потомственных дворян.

Мария Александровна Дорохова вступила в должность начальницы института

1 апреля 1854 года. Дороховой, как начальнице института, вменялось в обязанности внутреннее управление институтом и надзор над воспитанницами. В помощь ей назначались классные дамы.

Квартира Дороховой отводилась в стенах института (она жила на Ильинке, в доме на втором этаже); обедать и ужинать, опять-таки по Уставу, она должна была вместе с воспитанницами.

Мария Александровна старалась улучшить атмосферу этого закрытого учебного заведения. Она указывала на необходимость для здоровья воспитанниц введения в институте гимнастики, физических упражнений, а также считала, что воспитанницам, хотя бы младших классов, были бы полезны отпуска домой, особенно в летний период.

В 1858 году Мариинский институт переехал в новое здание, на Верхне-Волжской набережной. 9 февраля этого же года под началом Дороховой состоялся первый выпуск воспитанниц института. Отличался он особой торжественностью и происходил в присутствии губернатора и почетных лиц города.

В нижегородские годы проявилась еще одна сторона жизни Марии Александровны. По приезду в Нижний ее квартира стала местом встреч передовой интеллигенции города. Частым гостем у Дороховой был нижегородский поэт-сатирик П.В. Шумеллер.

Мария Александровна была близко знакома с нижегородским губернатором, бывшим декабристом А.Н. Муравьевым, который являлся попечителем Мариинского института. Именно Дорохова, приветствуя предстоящую реформу освобождения крестьян, переслала в 1858 году Пущину речь Муравьева, в которой он называл освобождение крестьян «великим и благим» делом.

На квартире у Дороховой бывали все декабристы, которые останавливались в Нижнем, возвращаясь из Сибири.

Мария Александровна Дорохова оставила службу 9 марта 1863 года «ввиду болезненного состояния». Фактов о жизни Дороховой в Нижнем Новгороде не так уж много. Но то, что удалось собрать, помогает лучше узнать эту замечательную женщину, внесшую свой вклад в культурно-просветительную жизнь Нижнего Новгорода середины XIX века.

Григорьева О. В. Мария Александровна Дорохова ⁄⁄ Нижегор. старина. — 2008. — № 17. — С. 46-50.

Михайлова С. Мария Дорохова ⁄⁄ Город и горожане. — 1993. — № 1. — С. 4.

 

ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ

Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918)

Надежда Прокофьевна Суслова одна из той плеяды русских женщин, что первыми прокладывали себе путь к науке. Она родилась в 1843 году в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии в семье крепостного крестьянина, ставшего управляющим имениями помещика Шереметева. Начальное обучение Надежды прошло в одном из московских пансионов.

В 17 лет она поступает вольнослушательницей в Петербургский университет. Ее мечтой была Петербургская военная медико-хирургическая академия, где женщины не имели права учиться. Но Суслова добилась разрешения посещать лекции и занятия в лабораториях этой академии. После распоряжения военного министра, запрещающего женщинам доступ в академию даже в качестве вольнослушательниц, Надежда Прокофьевна была вынуждена покинуть аудитории.

В 1864 году она уехала в Цюрих и добилась разрешения о зачислении ее на медицинский факультет университета.

За три года прослушав весь курс и сдав все экзамены на «отлично», Суслова блестяще защитила научную диссертацию. 15 декабря 1867 года Надежда Прокофьевна Суслова первой из женщин России получила ученую степень и звание доктора медицины, хирургии и акушерства.

Н.П. Суслова вернулась в Россию. Прежде чем получить разрешение работать врачом, ей пришлось снова проходить все проверочные испытания и вторично защищать диссертацию. После практики в Петербурге Надежда Прокофьевна переехала в Нижний Новгород и поселилась в доме на Большой Солдатской. Много лет она работала врачом, пользуясь уважением земляков. Она попробовала себя и в литературе — в журнале «Вестник Европы» № 6 за 1900 год вышла автобиографическая повесть «Из недавнего прошлого».

Нижегородцы сохранили память о Н.П. Сусловой, имевшей мужество открыть запретные для женщин двери в медицину. Ее имя носит одна из улиц Советского района.

Последние годы жизни Н.П. Суслова провела в Крыму, в Алуште и умерла в 1918 году.

Алешников Ю. «Зовите сестрой милосердия» ⁄⁄ Горьков. правда. — 1982. — 10 янв. — С. 7.

Векслер А. Н. Суслова — первая русская женщина-врач ⁄⁄ Биржа + карьера. — 2001. — 8 февр. — С. 7.

Гриневицкая А. Первая женщина-врач в России ⁄⁄ Горьков. область. — 1937. — № 11-12. — С. 102.

Золотницкий В. Первая русская женщина-врач ⁄⁄ Нижегор. листок. — 1907. — 20 дек. — С. 3.

Золотницкий В. Н. Нижегородская крестьянка Н. Суслова — первая женщина-врач ⁄⁄ Нижегор. коммуна. — 1927. — 15 дек. — С. 5.

Ионов В. Надежда Суслова — женщина-врач ⁄⁄ Монитор. — 1999. — № 49. — С. 19.

Котова И. Открыть запертые двери ⁄⁄ Город и горожане. — 1999. — № 9. — С. 18.

Осипов Г. Под негласный надзор полиции ⁄⁄ Горьков. правда. — 1988. — 16 апр. — С. 4.

Родзевич Г. И. Материалы для биографии первой русской женщины, получившей диплом доктора медицины, Н. П. Сусловой ⁄⁄ Нижегор. губернские ведомости. — 1893. — № 5. — С. 2-3.

Суслова Н. Из недавнего прошлого ⁄⁄ Вестник Европы. — 1900. — № 6. — С. 624-673.

Сустаева В. Вы, господа, не знаете русских женщин ⁄⁄ Нижегор. правда. — 1993. — 1 сент. — С. 3.

 

ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ

Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1829-1868)

Тяжел и труден был путь русского актера, тем более провинциального. Особенно трудно было стать актером из подневольной среды, женщине. Но такие случаи бывали: талант и сила воли преодолевали все препятствия.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая была дочерью крепостного крестьянина, выкупившего себя и свою семью у помещика за 2 000 рублей серебром. Но, оставшись без средств к существованию, родители вынуждены были отдать двенадцатилетнюю Любу в горничные «из-за хлеба и платья» к нижегородской купчихе Долгановой. В те годы у нижегородцев считалось модным брать с собой прислугу на театральные представления. 29 декабря Любаша впервые попала в театр на пьесу «Красное покрывало», где играли известные нижегородские артисты Вышеславцева и Трусов. С тех пор театр стал ее мечтой. Несмотря на сопротивление родных, не желавших дочери актерской судьбы, Любови Косицкой удается весной 1844 года поступить на сцену.

У девушки оказались природные сценические способности, хороший голос. После нескольких уроков пения и танцев она в том же 1844 г. дебютировала на сцене нижегородского театра в двух спектаклях — «Женевская сирота» и «Комедия с дядюшкой», а вскоре исполняла партию Наташи в опере Верстовского «Аскольдова могила».

В 1844-1845 гг. она выступает в спектаклях театра на Нижегородской ярмарке, играет в Ярославле, Рыбинске, имея большой сценический успех.

В 1846 г. Любовь была принята в императорскую Театральную школу. После получения законченного сценического образования начинается блестящая театральная карьера Косицкой. С 1847 г. она — актриса Малого театра, любимица столичной и провинциальной (по гастролям) публики, создавшая себе популярность большим диапазоном сыгранных ролей.

Яркий самобытный талант Косицкой в полной мере раскрылся в начале 1850-х годов, когда она блестяще сыграла Катерину в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Вся боль за русских женщин, замученных, загубленных была вылита Островским в «Грозе». Никулина-Косицкая не отделяла себя от этих женщин. Печальница народного горя, она приносила на сцену раздольную ширь русского характера и стон женской души. Ее игра дышала подлинностью, задушевностью, сердечным пламенем.

Котова И. Аплодисменты ⁄⁄ Город и горожане. — 1999. — № 9. — С. 18.

Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

История нашего города бережно хранит имена знаменитых земляков, среди которых не последнее место занимает выдающаяся русская трагическая актриса Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова.

Удивительная судьба у этой женщины. Родители ее неизвестны. Крошечным ребенком ее подкинули в дом нижегородского театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова. Он оставил девочку у себя и дал ей свою фамилию.

Так, 4 октября 1850 года Стрепетова стала считать днем своего рождения.

В 12 лет Стрепетова впервые увидела на нижегородской сцене игру замечательной русской актрисы Никулиной-Косицкой, приехавшей в Нижний в 1862 году на гастроли. Ее Катерина в «Грозе» потрясла девочку: Полина твердо решила идти на сцену.

Летом 1865 года впервые вспыхнул самобытный талант Стрепетовой. С этого времени начались ее скитания по городам: Рыбинск, где она дебютировала, Ярославль, Симбирск, Самара, Саратов…

Свою сценическую деятельность актриса неразрывно связывала с творчеством великого драматурга А.Н. Островского. Лучшие свои роли она сыграла в его пьесах: Аннушка («На бойком месте»), Мария Андреевна («Бедные люди»), Василиса Мелентьева («Василиса Мелентьева»). П.А. Стрепетова обладала искренностью, темпераментом, выдающимся трагическим дарованием. В 1881 году актриса поступила в труппу Петербургского Александринского театра. Однако очень скоро выявилось резкое противоречие между идейными и художественными убеждениями Стрепетовой и консервативно настроенным руководством театра. Отставка последовала в 1890 году.

Полина Антипьевна перебивается случайными заработками и антрепризами. В 1899 году актриса вновь получила приглашение в Александринский театр на роли комических старух, но уже в 1900 году она опять, по ее собственному выражению, была выгнана.

Последней великой ролью Стрепетовой стала роль Матрены в драме Л. Толстого «Власть тьмы», которая была поставлена в театре литературно-художественного общества в Петербурге в 1896 году.

Многолетняя травля со стороны театральных чиновников подломила силы П. А. Стрепетовой, и 4 октября 1903 года ее не стало.

Алешников Ю. После грозы ⁄⁄ Горьков. правда. —1981. — 6 сент. — С. 4.

Жучков В. Я служила народу ⁄⁄ Нижегор. правда. — 2003. — 9 окт. — С. 6.

Котова И. Аплодисменты ⁄⁄ Город и горожане. — 1999. — № 9. — С. 18.

Привалова И. И. Альбом автографов ⁄⁄ Горьков. область. — 1941. — № 6. — С. 6-8.

Тарасов И. Необычная судьба ⁄⁄ Горьков. рабочий. — 1975. — 6 окт. — С. 3.

Орлов С. Новые документы о П. А. Стрепетовой ⁄⁄ Театр. — 1956. — № 11. — С. 117.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Представленные на выставке издания хранятся в фондах отдела периодических изданий НГОУНБ им. В.И. Ленина.

Телефон для справок: 419–27–73

ВВЕРХ

© НГОУНБ им. В. И. Ленина