Логотип библиотеки
Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина

Выставки

Институт президентства в России: история и современность

Законодательная власть – сердце государства,
власть исполнительная – его мозг.

Жан-Жак Руссо

Актуальные тенденции в политике, сопряженные с развитием института президентства, в полной степени заявили о себе в начале XXI века.
В марте 2012 года состоятся всенародные выборы Президента РФ. В связи с этим, особый интерес вызывают проблемы, связанные с выявлением природы современного российского президентства, оценкой его перспектив, необходимостью логической мотивации институционного развития.
Эта выставка рассказывает об истории становления института президентства в России, а также о проблемах и особенностях российского президентского правления.

План выставки

1. Президенты при Петре I.
2. Проекты декабристов.
3. Несостоявшийся кандидат в президенты.
4. Президентство в СССР.
5. Институт президентства в современной России.

Президенты при Петре I

Термин «президент» впервые появился в русском политическом лексиконе в 1699 году.
Император Петр I, желая улучшить механизм сбора налогов, учредил институт выборных глав городского управления, ответственных за суд и взимание податей – бурмистров, объединенных в коллегию (палату). Заседания палаты проходили под председательством президента, сменявшегося ежемесячно. Именной указ от 30 января 1699 года «Об учреждении Бурмистровой Палаты…» предписывал членам московских торгово-промышленных корпораций избирать в бурмистры «добрых и правдивых людей…, а из них по одному быть в первых, сидеть по месяцу Президентом».
Далее на протяжении первой четверти XVIII века термин «президент» все чаще используется для того, чтобы подчеркнуть важность должности, занимаемой высокопоставленными администраторами. Например, в 1701 году глава внешнеполитического ведомства Ф.А. Головин подписывался как «Начальственный президент Государственной Посольской канцелярии». Президентами были главы Адмиралтейства (Ф.М. Апраксин) и Военной канцелярии (А.Д. Меншиков).
По замыслу Петра Алексеевича должность президента должна была соответствовать коллегиальной форме организации управления – в Сенате, ведомствах, армии, губерниях. Подразумевалось, что президенты являются «первыми среди равных». В 1718 году Петр I подчеркивал, что «президент (коллегии) не может без соизволения товарыщеф своих ничего учинить…».
Принцип коллегиальности, в свою очередь, предполагал решение вопросов на основании голосования. В 1714 году Петр I предписывал в коллегиях при обсуждении дел «диспуту иметь. И с той диспуты, куда более голосов явитца, так и вершить».
Президент имел один голос, но в случае равенства «вотумов» его голос становился решающим.

Использованная литература
Биктагиров Р.Т.
К вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации ⁄⁄ Вестник центральной избирательной комиссии. — 2005. — № 6. — С. 75-83.
Институт президентства в России: история термина ⁄⁄ Журнал о выборах. — 2004. — № 1. — С.52-53.
Огородников А. Институт президентства ⁄⁄ Финансовый контроль. — 2004. — № 1. — С. 16-17.

Проекты декабристов

Важнейшим событием в истории борьбы за введение в России демократических институтов стало выступление декабристов. Наиболее решительно отстаивал идею введения в России поста Президента Николай Тургенев, который писал: «Управление с Президентом отменно хорошо».
В 1820 году на одном из совещаний декабристов в Петербурге на вопрос о желательной для России формы организации высшей исполнительной власти Тургенев безапелляционно заявил: «Президент – и без разговоров!».

Использованная литература
Биктагиров Р.Т.
К вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации ⁄⁄ Вестник центральной избирательной комиссии. — 2005. — № 6. — С. 75-83.
Институт президентства в России: история термина ⁄⁄ Журнал о выборах. — 2004. — № 1. — С.52-53.
Огородников А. Институт президентства ⁄⁄ Финансовый контроль. — 2004. — № 1. — С. 16-17.

Несостоявшийся кандидат в президенты

Начало 60-х годов XIX века было в России тревожным. Многие политики-радикалы полагали, что революционные потрясения неизбежны. Их возбужденное воображение рисовало картины падения монархии. «В 1863 году быть в России страшной беде, если царь не решится созвать всенародную Земскую думу», — восклицал Михаил Бакунин.
Другой видный политэмигрант князь П. Долгоруков издал в 1862 году в Лейпциге книгу, в которой доказывал необходимость скорейшего введения в России конституционной монархии с двухпалатным парламентом, включающим две думы: Земскую (нижняя палата) и Старшую (верхняя палата).
Выборные главы дум по проекту должны были именоваться «президентами».
Петр Долгоруков писал: «Каждая дума должна быть облечена правом ежегодного избрания себе из среды своей: президента, определенного числа вице-президентов, определенного числа казначеев, определенного числа секретарей».
Князь явно метил если не в министры будущего правительства, то, как минимум, в президенты одной из дум, но его честолюбивым планам не было суждено сбыться: революция в России произошла не в 1863 году, а значительно позже.

Использованная литература
Институт
президентства в России: история термина ⁄⁄ Журнал о выборах. — 2004. — № 1. — С.52-53.
Огородников А. Институт президентства ⁄⁄ Финансовый контроль. — 2004. — № 1. —
С. 16-17.

Президентство в СССР

5 декабря 1936 года в СССР была принята новая «сталинская» конституция. Этому событию предшествовала кампания всенародного обсуждения, когда населению СССР было предложено высказать свои замечания, дополнения, уточнения к проекту конституции. В некоторых предложениях, зафиксированных в документах эпохи, присутствует идея всенародного избрания Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Речь шла, ни много, ни мало, о введении в СССР института президентства.
И.В. Сталин понял это предложение именно так и 25 ноября 1936 года, выступая на Чрезвычайном VIII Съезде Советов, сознательно оперировал термином «президент».
В частности, Сталин сказал: «Требуют, чтобы председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР избирался не Верховным Советом СССР, а всем населением страны. Я думаю, что это дополнение неправильно, ибо оно не соответствует духу нашей Конституции. По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного Президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный – это президиум Верховного Совета, включая и председателя Верховного Совета, избираемый не всем населением, а верховным Советом и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей».
Следующая попытка ввести институт президентства была предпринята в середине 1960-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась «коллегиальному президенту» — Президиуму Верховного Совета СССР.
До февраля 1990 года больше попыток ввести в СССР президентское правление не было.
5 февраля 1990 года на Пленуме ЦК КПСС было заявлено о необходимости учреждения поста Президента СССР одновременно с отменой положения Конституции о руководящей роли КПСС в государстве. Первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев.

Использованная литература
Авакьян С.А.
Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса ⁄⁄ Вестник МГУ: сер. Право. — 1998. — № 1. — С.8-40.
Биктагиров Р.Т. К вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации ⁄⁄ Вестник центральной избирательной комиссии. — 2005. — № 6. — С. 75-83.
Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 года ⁄⁄ Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — Ст. 510-512. — С. 455-513.
Кузнецов Е.Л. Из истории создания института президентства СССР ⁄⁄ Государство и право. — 1996. — № 5. — С. 96-103.
Лазарев В.М. Об изменениях в правовом статусе президента СССР ⁄⁄ Советское государство и право. — 1991. — № 8. — С. 32-44.

Институт президентства в современной России

История института президентства в Российской Федерации начинается с 1991 года.

12 июня 1991 года – 31 декабря 1999 года – Б.Н. Ельцин

1 января 2000 года – 7 мая 2008 года – В.В. Путин

7 мая 2008 года – Д.А. Медведев, ныне действующий Президент РФ.

С течением времени сменяются олицетворяющие его фигуры, трансформируется стратегия управления, но неизменными остаются предпосылки, находящиеся у истоков собственно российского варианта рассматриваемого явления и позволяющие объяснить его специфику.
Существующая Конституция изначально формирует фундаментальный парадокс российского президентства. Как известно, основной закон страны предполагает приоритет властных полномочий президента как носителя верховной власти над органами исполнительной, законодательной и судебной властей.
По мнению политолога, заместителя генерального директора Центра региональных и общественных связей «Лакор-М» Д.А. Ежова в региональном и историческом измерениях существуют три основные разновидности президентства: классическая форма президентского правления (яркий пример – соответствующий опыт США); полупрезидентское правление, получившее распространение в республиках со смешанной формой правления; суперпрезидентство. Российские правовые нормы и конкретный политико-практический опыт в целом свидетельствуют о закреплении в нашей стране формы суперпрезидентского правления, предполагающей гипертрофированное выражение полномочий главы государства, сосредоточие в его руках прерогатив исполнительной, законодательной и судебной властей.
Порядок выборов Президента определен статьей 81 Конституции России и Федеральным законом о выборах Президента РФ, который был принят Государственной Думой 21 апреля, одобрен Советом Федерации 4 мая и подписан Президентом 17 мая 1995 года.
Российский Президент обладает правом законодательной инициативы, правом подписания законов, правом отлагательного вето, для преодоления которого необходима поддержка двух третей голосов в обеих палатах парламента. Он формирует исполнительную власть и подбирает кандидатуры на пост Генерального прокурора и судей высших судебных инстанций.
Предоставление столь широких конституционных полномочий главе государства имеет прямую связь с недостаточным развитием в стране института парламентаризма. Наряду со слабостью института представительной власти утверждение в России формы правления со сверхпрезидентскими полномочиями обусловлено исторически. В истории России всегда наблюдались явные тенденции к сосредоточению власти в руках одного лица. Это выражалось и в царизме, и, впоследствии, в советской политической системе.
Таким образом, особенности суперпрезидентского правления тесно соотносятся с российским историческим опытом и соответствуют актуальному на сегодняшний день варианту президентства, который может трансформироваться с учетом характерных для него особенностей.

Использованная литература
Авакьян С.А.
Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса ⁄⁄ Вестник МГУ: сер. Право. — 1998. — № 1. — С. 8-40.
Биктагиров Р.Т. К вопросу об учреждении поста Президента Российской Федерации ⁄⁄ Вестник центральной избирательной комиссии. — 2005. — № 6. — С. 75-83.
Дегтев Г.В. Институт президента РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики России ⁄⁄ Московский журнал международного права. — 2005. — № 2. —С. 161-173.
Дегтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе ⁄⁄ Государство и право. — 2005. — № 2. — С. 5-12.
Ежов Д.А. Характерные особенности и перспективы трансформации института президентства в России ⁄⁄ Журнал о выборах. — 2004. — № 1.— С. 30-33.
Козлова Е. Как избирают Президента ⁄⁄ Человек и закон. — 1996. — № 5. — С. 52-59.
Колобаева Н.Е. Правовое закрепление гарантий деятельности президента РФ ⁄⁄ Российский юридический журнал. — 2007. — № 1. — С. 104-107.
Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президента ⁄⁄ Вестник МГУ: сер. Право. — 1992. — № 2. — С. 3-12.
Миронов Н.М. Становление института Президента Российской Федерации (1991-1993 г.г.) ⁄⁄ Конституционное и муниципальное право. — 2004. — № 5. — С. 31-35.
Николаев А. Размышления о жанре президентского послания ⁄⁄ Власть. — 2005. — № 6. — С. 3-5.
«О выборах Президента РФ»: Федеральный Закон от 21 апреля 1995 года ⁄⁄ Российская газета. — 1995. — 23 мая. — С. 4.
Окуньков Л.А. Правовые аспекты Президента: их статус, направленность, содержание ⁄⁄ Журнал российского права. — 1997. — № 2. — С. 14-15.
Пак Санг Нам. Президент и исполнительная власть ⁄⁄ Свободная мысль XXI. — 2001. — № 11. — С. 36-45.
Радченко В. Президент Российской Федерации в системе разделения властей ⁄⁄ Российская юстиция. — 1995. — № 8. — С. 37-38.
Снежко О.А. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод граждан ⁄⁄ Право и политика. — 2005. — № 2. — С. 69-77.
Тарасов А.И. Президентский контроль ⁄⁄ Законодательство. — 2003. — № 4. — С. 45-53.
Чиркин В.Е. Президентская власть ⁄⁄ Государство и право. — 1997. — № 5. — С. 15-23.

Представленные на выставке издания хранятся в фондах отдела периодических изданий НГОУНБ им. В.И. Ленина.

Будем рады видеть вас по адресу: ул. Варварская, д. 3.

Телефон для справок: 419—27—73

ВВЕРХ

© НГОУНБ им. В. И. Ленина